О фонде

Фонд поддержки спорта «Сибирские парусные экспедиции» создан в 2008 году в целях аккумулирования средств  для содействия развитию парусных видов спорта. В первую очередь для подготовки и реализации экстремальных парусных экспедиций в самые удаленные уголки нашей страны и планеты, инициаторами которых выступали яхтсмены Омской области совместно с членами Омского регионального отделения Русского географического общества.Маршруты проложены в основном по морям Северного Ледовитого океана и внутренним водным путям России.

Серия таких экспедиций начата в 1997 году, сразу после спуска на воду яхты «Сибирь». Однако создание и последующая деятельность фонда позволили на более качественном уровне обеспечить их подготовку и проведение, прозрачность в расходовании ресурсов, создать возможности для продолжения регулярной экспедиционно-исследовательской деятельности вплоть до 2020 года.

Экспедиции осуществляются на самостоятельно сконструированной и построенной парусной яхте «Сибирь», прошедшей к настоящему времени более 130000 морских миль и посетившей территориальные воды 50 государств. На основе собранных материалов выпущены книги: «Дневник капитана», и «Под парусами «Сибири», фотоальбом «Открытие Антарктиды «Сибирью», поэтические сборники стихов: «Парус, гитара и ветер»; видеофильмы: «Категория сложности ноль», «Ветер северный, северо-западный», «За горизонтом берег» (неоднократно показывался по каналу «Океан-ТВ»), «Открытие Антарктиды «Сибирью» или Двести лет спустя». Регулярно проводятся встречи с представителями самых широких слоёв населения: спортсменами, молодёжью, учащимися и т.п., на которых, в живом общении передаются полученные знания.

Яхта «Сибирь» была спущена на воду летом 1997 года, и за четыре месяца совершила своё первое плавание из Омска до Санкт-Петербурга Северным морским путем и вокруг Скандинавии.

Яхта «Сибирь» в проливе Малыгина, у острова Белый. Август 1997 г.
Яхта «Сибирь» в Карском море, август 1997 г.
Яхта «Сибирь» идет проливом Скагерак, сентябрь 1997 г.

Реконструированная в 1998-1999 годах «Сибирь» в 2000-2001 году, впервые в истории мореплавания, без зимовок и ледокольной проводки совершила кругосветное путешествие через Северный морской путь, со стартом и финишем в Омске, пройдя все 24 часовых пояса в одном направлении (половину за полярным кругом) за 15 месяцев.

«Сибирь» во льдах у острова Русский. Таймыр, август 2000 г.
В Чукотском море. Сентябрь 2000 г.
В г. Кетчикан. Аляска, США. Ноябрь 2000 г.
На Азорских островах. Июнь 2001 г.
В Осло, Норвегия. Август 2001 г.

После завершения полярной кругосветки и капитального ремонта «Сибирь» за три навигации 2003-2005 г.г. преодолела расстояние превысившее маршрут своего кругосветного путешествия. Из Омска, практически от южной границы России, по Иртышу, Оби, Обской губе, Карскому морю – до Новой Земли, и затем опять на юг, через Баренцево, Белое моря, Беломорско-Балтийский канал и речную систему центральной России  до Таганрога – таков путь «Сибири» в 2003 году.

«Сибирь» на Новой Земле. Июль 2003 г.
У Соловецкого монастыря. Август 2003 г.
На Волге у Волгограда. 2003 г.

Выход в Средиземное море, визит дружбы на Олимпиаду в Грецию и участие в международной парусной регате «Одиссэйл» ознаменовали плавание «Сибири» в 2004 году. И очень длинная и напряженная дорога домой вокруг Европы, с победой в международной регате учебных парусников “THE TALL SHIPS RACES 2005” и возвращением в Омск через Северный морской путь – таков маршрут навигации 2005 года.

Греция, июль 2004 г.
Регата «Одиссэйл», Крит, август 2004 г.
Ирландия. Перед стартом регаты «Катти Сарк». Июль 2005 г.
Вручение кубка экипажу «Сибири». Регата «Катти Сарк», август 2005 г.
Команда «Сибири» с кубком регаты «Катти Сарк». Август 2005 г.
В Карском море на пути домой. Сентябрь 2005 г.

С 2006 по 2008 год омская яхта совместно с Русским географическим обществом осваивала сибирские реки и прошла Иртыш,  Обь,  Томь,  Енисей, Ангару через Омскую, Тюменскую, Томскую, Новосибирскую области, Алтайский, Красноярский края, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Таймырский автономные округа. За три навигации пройдено более 20000 км, проведено 100 встреч с людьми, проживающими как в крупных региональных центрах, так и в самых отдаленных уголках сибирской тайги и тундры.  Главная цель этих экспедиций состояла в том, чтобы донести до земляков знания, огромный потенциал человеческого общения и массу впечатлений,  полученных в процессе путешествий «Сибири» по планете, побудить к стремлению развиваться, найти и реализовать своё предназначение в жизни, обогатить свой духовный мир. Везде омичей с большим интересом встречали благодарные слушатели, молодежь, представители самых широких слоев населения.

Старт «Сибири» из Омска в очередную экспедицию. Июнь 2007 г.
В г. Нижневартовск, ХМАО. 2007 г.
Обское море, 2007 г.
На Енисее. Красноярск, 2008 г.
Вниз по Енисею у села Бахта. 2008 г.
Пересечение Полярного круга. Игарка, Красноярский край. 2008 г.
В порту Диксон. 2008 г.

В 2009 году «Сибирь» совершила новое большое плавание в рамках программы «Сибирские парусные экспедиции». Омская яхта приняла участие в международной регате учебных парусных судов “THE TALL SHIPS RACES 2009” на Балтийском море, на которую ежегодно собираются более 100 самых больших парусников мира. Как и в 2005 году «Сибирь» победила в своем классе и заслуженно получила многочисленные призы. Затем «Сибирь», пересекла нашу необъятную Родину по внутренним водным путям с севера, от Санкт-Петербурга до самого юга, до устья Волги и провела встречи в 15 регионах России с яхтсменами, молодежью, жителями прибрежных городов. За проведенное плавание «Сибирь» вошла в число финалистов национальной премии «Яхтсмен года», по номинации «Лучший дальний спортивный поход».

В центре Балтики. Посвящение в моряки. 2009 г.
Кубок за победу в регате. 2009 г.
Возвращение в Санкт-Петербург, 2009 г.
В порту Астрахань, 2009 г.

После зимней стоянки в Астрахани, в навигацию 2010 года яхта обошла по периметру Каспийское море, с объединительной, миротворческой миссией, в процессе посещения расположенных по берегам стран (Казахстан – Туркмения – Азербайджан – Россия) и завершила навигацию уже на Черном море, в Сочи. Основные цели прежние – изучение экологической обстановки, просвещение, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину, пропаганда здорового образа жизни и конечно приобретение новых друзей и соратников по духу.

Порт Актау, Казахстан. 2010 г.
В Каспийском море у берегов Азербайджана. 2010 г.

С 2011 по 2014 годы «Сибирь» по заданию Русского географического общества участвовала в изучении Прииртышья от границ с Казахстаном до Тобольска, в том числе провела обследование берегов на предмет подготовки возможных водных туристских маршрутов, прошла с экспедицией по пути отрядов Ермака по рекам Иртыш, Тобол, Вагай, Шиш. Исследовала экологическую обстановку водоёма в возможных зонах создания национального парка.

В 2015 году состоялось эскадренное плавание до Диксона, которому 7 сентября 2015 года исполнилось 100 лет. Этот поход также был посвящён 300-летнему юбилею города Омска. В эскадру вошли  три омские яхты: «Сибирь», «Жемчужина», «Дружба», которые способны выдержать подобное путешествие, а также к проекту присоединились яхты «Апостол Андрей» из Москвы под командованием знаменитого капитана Николая Литау, и «Персей» из Новосибирска.

В навигацию 2016 года, в честь 300-летнего юбилея Омска, сразу пять омских яхт вместе с «Сибирью» поднялись вверх по Иртышу через границу России и Казахстана, до Павлодара, и провели историческую реконструкцию военного похода в Джунгарское ханство 1715-1716 годов под командованием полковника И.Д.Бухгольца, в результате которой был основан город Омск.

«Сибирь» у пристани Тобольска. Экспедиция «Иртыш-река жизни», 2017 г.

В 2017-2018 годах была проведена международная эколого-просветительская экспедиция «Иртыш-река жизни», также яхта активно готовилась к предстоящей глобальной парусной экспедиции «Сибирь-Антарктика-Сибирь», посвященной 200-летию открытия Антарктиды русскими военными моряками Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым.

Стартовав в эту экспедицию 7 июля 2019 года и успешно достигнув российской антарктической станции Беллинсгаузен 18 февраля 2020 года, «Сибирь» в конце апреля 2020 года вернулась в Санкт-Петербург. Завершающий этап экспедиции – от северной столицы до Омска – было решено посвятить 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Экипаж «Сибири» на российской станции «Беллинсгаузен». Антарктида, 18 февраля 2020 г.

9 июля 2020 года «Сибирь» вышла из Санкт-Петербурга, и пройдя Ладожским и Онежским озерами, Беломорско-Балтийским каналом, прибыла в Архангельск, где воссоединилась с зимовавшей здесь омской яхтой «Жемчужина». Далее на пути от Архангельска до Салехарда, в Белом, Баренцевом и Карском морях, в местах, где в годы борьбы с фашистами погибли наши корабли, были проведены мемориальные мероприятия с возложением памятных венков на воды Северного ледовитого океана. Экспедиционные суда посетили порты Нарьян-Мар, Харасавэй, полярную станцию на острове Белый, Сеяху, Новый порт.

«Сибирь» в Карском море. Август 2020 г.

Из Салехарда экспедиция направилась вверх по Оби и Иртышу с посещением Ханты-Мансийска и Тобольска, а также с кратковременными остановками в районных центрах Омской области: Усть-Ишиме, Тевризе, Знаменском, Таре. Во всех населенных пунктах проводились встречи с общественностью и молодежью. Целью этих встреч стало патриотическое воспитание, просвещение и сохранение исторической памяти.

30 сентября 2020 года, пробыв в походе 15 месяцев, яхта «Сибирь» в сопровождении яхты «Жемчужина» финишировала в месте старта экспедиции – у Тобольских ворот Омской крепости.

Торжественная встреча экспедиции «Сибирь-Антарктика-Сибирь», 30 сентября 2020 г.

В навигациях 2021-2022 года планируется использовать «Сибирь» в качестве учебного парусного судна в рамках программы «Паруса для всех». Эта программа предусматривает вовлечение в доступные занятия парусным спортом значительного количества юных жителей Омской области, их спортивную подготовку и патриотическое воспитание, организацию парусных походов и других мероприятий спортивно-воспитательного характера.

Учитывая возрастающие интерес и значимость парусных путешествий сибиряков, важность участия в исследованиях Русского Географического общества по освоению Арктических широт, Фонд имеет долгосрочную цель по развитию как учебно-воспитательных, так и экспедиционных программ.

В течение ряда лет ведется поиск реальных возможностей для строительства второго, более совершенного экспедиционного судна, способного совершать плавания к полярным областям планеты сквозь малодоступные районы Арктики и Антарктики. Проект новой яхты разработан одним из лучших конструкторских бюро России — «Рикошет Дизайн Группа» (Санкт-Петербург). Экспедиционное судно длинной 30 метров и водоизмещением 100 тонн имеет уникальные навигационные характеристики, ледовое подкрепление, дублирование всех систем, а за счёт подъёмных киля и рулей может выходить на мелководье, обсыхать в период отлива на относительно ровном грунте, вмерзать в лёд и дрейфовать как научная станция с большой  автономностью, при крайне низкой стоимости эксплуатации. Семь двух-трёхместных кают для экипажа и исследовательской группы создают относительно комфортные условия пребывания в длительных экспедициях.

3-d визуализация проекта яхты «Сибирь-2»